На сегодняшний день в России сложилась достаточно сложная ситуация в сфере ипотечного кредитования, когда потребность клиентов в кредитовании только увеличивается, но банки не способны обеспечить всех желающих кредитами. Это происходит из-за возросших рисков банков. Сейчас многие банки вынуждены отказывать клиентам в выдаче кредита, или предлагать невыгодные условия кредитования с тем, чтобы покрыть возможные риски. А рисков для банков более чем достаточно. Высокие темпы инфляции (порядка 4% за январь месяц) в 2008 году, превзошедшие как прогнозы аналитиков, так и уровень инфляции в аналогичном периоде 2007 года, могут лишить банков прибыли от процентов по ипотечному кредиту. Кроме того, в прессе активно обсуждается возможность дефолта в России в ближайшем году. А учитывая долгосрочность ипотечного кредитования, проблемы с платежеспособностью кредитуемых лиц, а также финансовая «встряска» после возможного дефолта существенно увеличивают риски по таким займам.
Ужесточение требований к банкам и обязанность информирования клиента о реальной эффективной ставке по кредиту, рассчитываемой с учётом всех затрат клиента, также не способствует росту объёмов выданных кредитов. К сожалению, на сегодняшний день россияне задолжали по кредитам банкам порядка 100 миллиардов рублей. Это крайне негативный фактор, сдерживающий развитие кредитования вообще и ипотечного кредитования в частности. С другой стороны, рост благосостояния населения в России составил по данным опросов порядка 10% за 2007 год. Борьба с выплатами зарплат «в конвертах» привела к увеличению официальных зарплат у россиян. Это благотворно сказывается на уровне доверия банков к заёмщикам. Желание людей жить лучше, стабильное развитие страны за последние годы стимулирует рост обращений граждан для получения ипотечных кредитов. В итоге, имеющееся противоречие различных факторов, влияющих на ипотечное кредитование, вынуждает банки более тщательно проверять заёмщика, точнее рассчитывать свои расходы и риски и корректировать условия кредитования. Заёмщик, в свою очередь, вынужден дольше ждать решения по кредиту, обращаться в различные банки и предоставлять больше информации о себе, чем это требовалось ранее. |